|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ «Централизованная библиотечная система» Порецкого района Чувашской Республики ______________ Т.В.Бухаленкова «____»_____________2015г. |
Кодекс
профессиональной этики и служебного поведения работников
муниципального бюджетного учреждения
«Централизованная библиотечная система»
Порецкого района Чувашской Республики
1. Общие положения
Настоящий Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников
муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система»
Порецкого района Чувашской Республики (далее - Кодекс) разработан в соответствии
с Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, который определяет
нравственные основы профессиональной деятельности, c целью установления единых
норм служебного поведения в коллективе библиотеки и норм поведения и общения с
пользователями.
Правовую основу Кодекса составляют Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции",
общепризнанные принципы и нормы международного права, действующие Федеральные
законы, нормативные правовые акты Чувашской Республики, администрации Порецкого
района, внутренние нормативные документы библиотеки.
Кодекс ориентирован на формирование корпоративной культуры, поддержание стабильности коллектива и стремления сотрудников к эффективной совместной работе, призван поддерживать качественный уровень библиотечных услуг, соответствующий статусу муниципального бюджетного учреждения.
Положения настоящего Кодекса обязательны для работников, а также являются составной частью их должностных обязанностей.
Сотрудник, поступающий на работу в библиотеку, знакомится с положениями
Кодекса и соблюдает их в процессе своей профессиональной деятельности.
Кодексом руководствуются все работники библиотеки, независимо от занимаемой
должности, в том числе совместители и временные работники.
Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести, профессиональной
ответственности каждого библиотекаря и является одним из критериев оценки
качества их служебного поведения.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе.
Профессиональная этика – совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Кодекс профессиональной этики – свод норм подобающего поведения для работников муниципальных бюджетных учреждений.
Материальная выгода – приобретение, которое может быть получено работником, его близкими родственниками в результате использования или превышения должностных полномочий, а также незаконных действий в интересах третьих лиц с целью получения от них вознаграждения и которое можно определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Личная выгода – заинтересованность работника, его близких родственников в получении нематериальных благ и нематериальных преимуществ, которая может выражаться в достижении очевидных личных целей.
Конфликт интересов –
ситуация, при которой возникает противоречие между заинтересованностью работника
в получении материальной или личной выгоды и правами и законными интересами
граждан, организаций, общества или государства, что может повлиять на надлежащее
исполнение работником должностных обязанностей.
Коррупция –
злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, получение взятки либо
иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения
вопреки законным интересам общества и государства, отдельных граждан в целях
получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное
предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также
совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
Конфиденциальная информация –
документированная информация на любом носителе, доступ к которой ограничивается
в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе
персональные данные граждан Российской Федерации, и которая стала известна
работнику в связи с исполнением должностных обязанностей.
3. Основные этические принципы работника.
В своей деятельности библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:
4. Основные принципы профессиональной этики работника.
В служебном поведении работнику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
В профессиональных взаимоотношениях наиболее ценится внутренняя культура и самодисциплина, преданность служебному долгу и умение работать на результат. Каждый сотрудник должен способствовать формированию корпоративной культуры коллектива и следовать ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи. Быть вежливым, доброжелательным, корректным, внимательным, проявлять честность и терпимость в общении с коллегами. Воздерживаться от высказываний, суждений, критики и оценок деятельности библиотеки, её руководителей, действий сотрудников в присутствии коллег и пользователей (читателей, посетителей).
Работник, наделённый организационно-распорядительными полномочиями, должен
стремиться быть образцом профессионализма, корректности, объективности и
честности для подчинённых, способствовать формированию в коллективе
благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
Работник библиотеки должен неукоснительно соблюдать Правила внутреннего
трудового распорядка, Правила пользования библиотекой, требования по охране и
безопасности труда. Работник библиотеки должен быть сосредоточенным, собранным и
нацеленным на исполнение служебных обязанностей. Не обсуждать текущие
производственные вопросы в зонах обслуживания пользователей, не отвлекаться в
рабочее время на посторонние разговоры, не заниматься личными делами, не
принимать личных гостей или посетителей.
Бережно относиться к имуществу библиотеки, соблюдать чистоту в рабочих
помещениях, читальных залах и местах общего пользования; уборку помещений
преимущественно производить в отсутствие посетителей.
По отношению к своей профессии библиотекарь должен:
5. Основные принципы и нормы поведения и общения с пользователями библиотеки
При общении с пользователем (читателем, посетителем) сотрудник обязательно должен учитывать его индивидуально-психологические особенности, типовые характеристики читательской группы или читательской аудитории.
Работники библиотеки должны полностью осознавать, что обслуживание пользователей (читателей, посетителей) является их прямым служебным долгом, должны уважать всех, пришедших в библиотеку, предоставлять им необходимые услуги, прилагать максимум усилий к тому, чтобы они чувствовали себя комфортно при удовлетворении их законных требований и запросов.
При исполнении служебных обязанностей работник должен соблюдать санитарно-гигиенические требования, иметь опрятный вид, соответствующий общепринятому неофициальному деловому стилю.
Сотрудник библиотеки должен при обслуживании полностью концентрировать свое внимание на пользователе (читателе, посетителе). Встречать радушно, с улыбкой, держаться свободно и непринуждённо, здороваться первым. Преимущественно использовать деловой стиль общения, быть вежливым и учтивым, внимательно слушать говорящего, не смотреть в сторону, не быть рассеянным. Не допускается при появлении пользователя (читателя, посетителя) продолжать заниматься делами, не связанными с его обслуживанием, включая выполнение внутренних производственных процессов, чтение служебных документов и профессиональной литературы.
На обращение пользователя (читателя, посетителя) сотрудник должен отвечать терпеливо и обстоятельно. При затруднении с ответом следует порекомендовать обратиться к соответствующему специалисту, при необходимости - проводить пользователя (читателя, посетителя) в нужное ему для получения компетентного ответа структурное подразделение. Не допускается при общении с пользователем (читателем, посетителем) осуждать и критиковать его действия, разговаривать повышенным, требовательным и ироничным тоном, бурно жестикулировать при разговоре, употреблять ненормативную лексику.
Претензии пользователя (читателя, посетителя) выслушивать спокойно и терпеливо, не вступать в пререкания и споры, не допускать конфликтов, способных нанести ущерб репутации библиотеки, стараться погасить конфликт на месте. За причинение неудобств или допущенные сотрудниками ошибки своевременно приносить пользователю (читателю, посетителю) извинения.
В случае, если возникшая проблема не может быть решена сотрудником библиотеки самостоятельно, он направляет пользователя (читателя, посетителя) к вышестоящему лицу (заведующему отделом, директору библиотеки). При рассмотрении конфликтной ситуации работник объясняет свои действия требованиями документов, регламентирующих деятельность библиотеки.
В отношении нарушителей правил пользования библиотекой проявлять сдержанность
и доброжелательность, разъяснять установленный правилами порядок и предлагать
его соблюдать.
Речь сотрудников должна быть умеренной громкости, мягкой по интонации,
спокойной, грамотной. С помощью языковых средств библиотекарь должен создать
позитивную, конструктивную, дружественную атмосферу общения.
Обращаться к пользователю (читателю, посетителю) рекомендуется по имени и отчеству, к членам коллектива также по имени и отчеству, либо «коллега». При разговоре недопустимы интонации и выражения, которые содержат сарказм, иронию, фривольность, колкость, грубый допрос, упрёки, приказной тон, вульгарные, смущающие человека слова.
6. Обращение со служебной информацией.
С учетом основных положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" в отношении доступа к конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении учреждения, работник может обрабатывать и передавать информацию только при соблюдении норм и требований, предусмотренных действующим законодательством. Работник, при наличии у него права доступа к конфиденциальной информации, обязан соответственно обращаться с этой информацией и всеми документами, полученными во время исполнения или в связи с исполнением своих должностных обязанностей, а также принимать меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности информации, которая ему стала известна и за которую он несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Работник не имеет права использовать не по назначению информацию, которую он может получить во время исполнения своих должностных обязанностей или в связи с ними.
7. Конфликт интересов.
В целях недопущения возникновения конфликта интересов в учреждении работник обязан:
- воздерживаться от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к конфликту интересов;
- действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдать правила и процедуры, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Кодексом;
- доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любом возможном конфликте интересов.
В случае если непосредственный руководитель должным образом не отреагировал на полученную от работника информацию, работнику следует обратиться в Отдел культуры, социального развития и архивного дела администрации Порецкого района, который имеет право инициировать или провести проверку поступившей информации.
8. Ответственность работника за нарушение положений Кодекса.
Работник библиотеки должен знать, что явное и систематическое нарушение норм
данного Кодекса с дальнейшей профессиональной деятельностью в учреждениях
культуры несовместимо. В случаях, предусмотренных Федеральными законами,
нарушение положений Кодекса влечет применение к работнику мер юридической
ответственности.
Анализ и оценка соблюдения правил профессиональной этики, предусмотренных
настоящим Кодексом, являются обязательными при назначении на вышестоящую
должность, рассмотрении вопросов поощрения и награждения, а также наложения
дисциплинарного взыскания.
9. Порядок вступления в силу настоящего Кодекса.
Настоящий Кодекс вступает в действие со дня его утверждения приказом по МБУ
«Централизованная библиотечная система» Порецкого района Чувашской Республики.
Положения Кодекса распространяются на работников учреждения с момента
ознакомления с настоящим Кодексом.