ПАНОВ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

 

Родился 25 сентября 1919 года в с. Полибино Алатырского уезда /ныне Порецкого района/ - 21.04. 1945, в боях за Берлин – Герой Советского Союза. В Красной Армии с 1940 года. В 1941 окончил Энгельскую военную авиационную школу пилотов, в 1944 школу командиров звеньев при Краснодарском высшем военном авиационном училище. В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1944 на 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Заместитель командира эскадрильи 103-го штурмового авиационного полка (230-я  штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) лейтенанту Панову звание Героя Советского Союза присвоено 21 апреля 1945.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

 

ПОЧЕРК ЛЕТЧИКА  ПАНОВА

 

В  разгар боев под Берлином, когда документы о представлении летчика-штурмовика Павла Панова к званию Героя Советского Союза уже находились на ут­верждении вышестоящих штабов, в журнале боевых действий 103-го штурмового авиационного Гродненского Краснознаменного полка появилась запись: «Самолет лейтенанта Панова П. Г. не вернулся с боевого задания».

Высокая награда увенчала подвиги героя посмертно. После победы в село Полибино Порецкого района, на родину Павла, пришло правительственное письмо. «Уважаемый Григорий Васильевич,— писал в нем Н. М. Шверник отцу героя,— посылаю Вам Грамоту Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Вашему сыну звания Героя Советского Союза для хра­нения как память о сыне-герое, подвиг которого никогда не забудется нашим народом».

...На фронт младший лейтенант Панов прибыл в дни подготовки наступления в Белоруссии в июне 1944 года. До этого он в течение двух лет готовил летчиков в од­ной из авиационных школ, где зарекомендовал себя как отличный инструктор-наставник.

По три-четыре, а в отдельные дни даже по пять вы­летов делали в дни наступления штурмовики 230-й штурмовой авиадивизии на поддержку частей 49-й и 50-й армий, наступающих на Могапевском направлении.

Во время одного из вылетов для нанесения бомбо-штурмового удара по переправе противника на реке Березине Панова ждало серьезное испытание.

Во вражеском тылу, после того как переправа была разбита, осколком зенитного снаряда, разорвавшегося в носовой части самолета, повредило мотор. В кабину повалил пар и едкий дым. Вокруг все потемнело, пар жег лицо. Павел открыл фонарь кабины — положение не улучшилось. Пока совсем не заглох мотор, надо было тянуть машину к линии фронта. Но как? Перед глазами серая пелена. Приборов,  неба и земли не видно.

 — С какой стороны солнце? — спросил пилот стрел­ка-радиста.— Буду держать на восток, следи за на­правлением.

Так, летя вслепую в сторону утреннего солнца, пилот вел самолет к линии фронта и успешно довел машину до аэродрома.

Несмотря на упорное сопротивление, к концу июня немецкая оборота была прорвана на всем протяжении фронта. Началось отступление немецких войск.

Лесисто-болотистая   местность   позволяла   отходить только по дорогам, которые находились под постоянным контролем партизан и авиации. Это еще больше затрудняло организованное   отступление   разгромленных  фашистских войск. В беспорядке они двигались по проселочным дорогам и шоссе Могилев—Минск. Мосты были взорваны нашей авиацией, и во многих местах образовались пробки. Это облегчало нашей авиации наносить бомбо-штурмовые  удары  и  еще   больше  деморализовало  отступающие  части  противника.  Только  на  шоссе Могилев—Минск штурмовики 4-й воздушной армии при поддержке бомбардировщиков 16-й воздушной армии уничтожили не менее 3 тысяч автомашин с войсками и боевой техникой. Особенно при этом отличились штурмовики полка, в котором служил Павел Панов.

...За образцовое выполнение боевого задания   при   про­рыве обороны противника под Могилевом молодой летчик был награжден первой боевой наградой—орденом Красной Звезды, а за мужество и отвагу, проявленные при  преследовании  отступающих   частей   противника и освобождение Белоруссии, удостоен второй   награды— ордена Отечественной войны II степени.

В один из ясных октябрьских дней эскадрилья, ведомая ее штурманом лейтенантом Пановым, нанесла удар по опорному пункту Остерлевко на притоке Вислы реке Нарев. При подходе к цели путь самолетам отрезали «мессершмитты». Часть их вступила в бой с истребителями, сопровождающими эскадрилью, а другие обруши­лись на штурмовиков"

— В круг, в круг!—услышали летчики по радио тре­вожный голос ведущего.

В считанные секунды «илы» сомкнулись в круг и ощетинились огнем в сторону врага. Три раза наскакивали истребители врага на эскадрилью, но их попытки разо­рвать круг штурмовиков закончились плачевно. Потеряв два самолета, один из которых сбил лично Панов, противник вынужден был убраться восвояси. А штурмовики, выдержав воздушный бой, с двух заходов разбили речной транспорт, стоящий у причалов порта. Сильный взрыв показал, что судно было гружено боеприпасами. Вскоре после этого боевого полета на груди Павла Панова появилась третья боевая награда—орден Красного Знамени.

О боевых делах лейтенанта Панова при окружении и разгроме противника в Восточной Пруссии лучше всего свидетельствует характеристика, данная ему командованием полка и дивизии, в которых он служил.

«...16 января   1945 года,—говорится  в ней,—трижды летал на выполнение боевой задачи по поддержке наших наземных частей, перешедших в .наступление и прорывающих оборону противника в районе Макув. Летая заместителем ведущего группы восьми   Ил-2, тов. Панов умело  и  мужественно  выполнял  боевые  задания, несмотря на сильный зенитный огонь и противодействие истребителей противника. В одном из вылетов, идя заместителем ведущего в группе восьми Ил-2, Панов по при­казанию станции   наведения   нанес   бомбардировочно-штурмовой удар по полевой и самоходной артиллерии противника в районе Красносельц—Пенице. При подходе к цели группа была встречена сильным огнем зенитной артиллерии и в воздухе появились истребители противника. Умело маневрируя в зоне зенитного огня и приняв плотный строй, группа произвела два захода на    цель. Огонь артбатарей был подавлен. Наши части в этот день прорвали оборону противника.

17 февраля, идя ведущим группы четырех Ил-2, бомбил и штурмовал железнодорожный эшелон, скопление автомашин на станции Гарденберг. Используя низкую облачность в районе цели, Панов незаметно для противника вывел группу на железнодорожную станцию» и с бреющего полета нанес удар по эшелонам и автома­шинам. В результате удара возникло два очага пожа­ра на стоянке автомашин, эшелон весь был охвачен пламенем. Группа без потерь и повреждений возвратилась, на свой аэродром».

23 февраля 1945 года командование 4-й воздушной армии за боевые действия в Восточной Пруссии наградило большую группу летчиков 230-й штурмовой авиади­визии орденами и медалями. Среди удостоенных ордена-Красного Знамени был и лейтенант Павел Панов.

С большим напряжением работали летчики полка во время окружения и разгрома Восточиопомеранской группировки противника. На защиту городов Гданьск и Данциг фашисты стянули большое количество противовоздушных средств. Но и в этих условиях эскадрильи совершали по три-четыре вылета в день и штурмовали немецкие войска и укрепления.

Лавируя среди огня, летая почти над крышами зданий, штурмовики, ведомые Пановым, пикировали на артиллерийские позиции, расстреливали гитлеровцев. В полк поступали благодарности отважному летчику от пехотинцев частей 19-й в 79-й армий, кавалеристов 2-го гвардейского кавалерийского корпуса, танкистов 1-го, гвардейского танкового корпуса. Командир одной из бригад 1-го гвардейского корпуса писал: «Танкисты, участвующие в штурме города-порта Данциг, благодарят за отличную поддержку нашего продвижения летчиков-штурмовиков Панова и его боевых друзей».

11 марта в полосе действия одного из полков 49-й армии немцы, получив подкрепление, предприняли контратаки. Четверки Ил-2, во главе с Пановым, получили приказ уничтожить артиллерию противника и создать условия для ввода в этот район подразделений мотомехчастей. Командир группы Панов, придя в район Квашен, запросил у станции наведения место расположения артиллерии противника. Получив цель, он по вспышкам обнаружил  район расположения  артиллерийских батарей и под ураганным зенитным огнем уничтожил пять артиллерийских батарей противника. Путь нашим частям, наступающим на Данциг, был открыт.

«25 марта 1945 года,—читаем в летной книжке,— Панов трижды водил группу восьми Ил-2 на выполнение боевого задания по уничтожению живой аилы и техники противника в г. Данциг. В каждом вылете группа встречала исключительно сильное противодействие зенитной артиллерии противника. Несмотря на это, боевое задание выполнялось эффективно. Группа получила отличную оценку работы от станции наведения. Только в одном из этих вылетов лично Пановым было уничтожено: одно орудие, десять солдат и офицеров и подавлен огонь двух артиллерийских батарей».

Боевая слава 103-го штурмового авиационного полка была приумножена во время прорыва обороны против­ника в нижнем течении реки Одер в апреле 1945 года. Вместе со славой полка росла и слава Павла Панова.

Возвращаясь 21 апреля после удачно выполненного задания, шестерка штурмовиков, ведомая Пановым, над Одером попала в широкую полосу тумана. Видимость резко упала, и Панов по радио приказал уменьшить высоту. Оставались считанные километры до линии фронта, когда по штурмовикам, связанным низкой облачностью и лишенным свободы маневра, ударили вражеские зенитки. От первого залпа ведущий штурмовик загорелся. «Дорогие друзья, прощайте»,— были последними славами, которые успел передать Павел Панов по радио, и машина, объятая пламенем, камнем понеслась к земле.

                                                                        Н. Мурышкин

 

Hosted by uCoz